Ландшафтный дизайн
и садово-парковое искусство

Гулливер в плену у лилипутов

Прощание с отелем "Ялта-Интурист".
|
24 декабря 2015
Симфония модернизма.
Симфония модернизма.

Что отсчет пошел, стало ясно уже пару лет назад, когда вместо изысканной видовой террасы в дзен-буддистском стиле с бассейном и лотосами на семнадцатом этаже сделали застекленный фитнес-зал. Я стал бывать здесь еще чаще, останавливался, приезжая в Крым, а даже если жил не там, обязательно приходил в "Ялту-Интурист" просто поглазеть. Построенный к 1975 году архитектором Анатолием Полянским и оформленный группой художников-монументалистов под руководством Зураба Церетели, этот отель был одним из редких памятников стиля, который я очень люблю, позднего модернизма пятидесятых-семидесятых. Торжественная и при этом строгая геометрия объемов, прямоугольники и эллипсы линий, бронза и дерево, мозаика и чеканка, мрамор и гранит, стекло и много воздуха: таких зданий осталось немного во всем мире – резиденция ООН в Нью-Йорке Ле Корбюзье (сюда же относились, несомненно, и разрушенные башни-близнецы Минору Ямасаки), отель Parco dei Principi Джо Понти в Сорренто, город Бразилиа Оскара Нимейера, полузаброшенный ныне лиссабонский "Риц" Порфирио Монтейро, сиднейская опера Йорна Утзона. Последний извод большого стиля XX века, полет мысли гениев ушедшей эпохи, способных синтезировать фасад и и интерьер, куст в парке и дверную ручку – вот что такое поздний модернизм. "Гараж" Рэма Колхаса в Парке Горького – тоска постмодернизма, дробного и неспособного на такой уровень обобщений, именно по той эпохе. "Ялта-Интурист" Полянского-Церетели до недавнего времени был ее ярким и, что немаловажно, цельным примером.
Но больше не будет. Потому что за финтес-центром последовала целая череда варварских вторжений в структуру великолепного здания – омерзительная сетка, проложенная прямо поперек дорожек парка, блевотные турникеты (!!!) в фойе, задраенные парадные выходы из лифтов (так большевики забивали гвоздями парадные, превращая барские квартиры в коммуналки и оставляя только подъезд для прислуги, чтобы уравнять всех в убожестве). Смотреть на то, как лилипуты суетятся, превращая блистательный осколок великой эпохи в жалкое подобие египетских оллинклюзивов, больше нет никакой возможности – слишком жалко и больно. Поэтому я прощаюсь с любимым "Интуристом" навсегда – а вам советую, наоборот, побывать (не пожить, потому что сервис стал под стать сетке в парке, а именно побывать) там как можно скорее, пока из-под множащихся нагромождений пошлости и дурновкусия еще слышны торжественные звуки большой архитектурной симфонии.