И видится мне в раскаленное лето
Крым в июне: полуденный зной новой Империи.
Бугенвиллия на русской Ривьере.
Впечатлений от поездки в любимый Крым у меня, как обычно, множество, но главных – три.
Во-первых, никогда на моей памяти в Крыму в конце июня не было такой жары, как в этом году – никогда не цвели так рано альбиция и лаванда, никогда в такое время нельзя было купаться при луне, развигая руками перламутровое свечение ночного моря. Августовская погода и июньское безлюдье – что за прекрасное сочетание! Видимо, все благодаря совпадению дней летнего солнцестояния и полнолуния – а оно случается раз в несколько десятилетий!
Во-вторых, я познакомился, совершенно случайно, зайдя по совету друзей в новое кафе "Тайная вечеря" в чреве ялтинского овощного рынка, с его хозяином Сергеем Гутцайтом. Как выяснилось, личностью легендарной, одесситом и питерцем, другом Путина, крымским помещиком, дэнди и жизнелюбом. Сначала он накормил нас, людей, которых видел в первый раз в жизни, как богов в "Тайной вечере", следом напоил вином собственного производства у себя в имении под Ай-Данилем, а потом мы еще и проехали на "мерседесе" в клуб, где Гутцайт под джин-тоник преподал нам мастер-класс по обращению со слабым полом – как какой-нибудь Синатра в казино The Sands. "Чтобы заработать деньги, надо иметь характер, чтобы сохранить – ум, а чтобы потратить – вкус": афоризм Гутцайта, который мы немедленно берем на вооружение.
И в третьих – переходим от Гутцайта к цайтгайсту – я вновь почувствовал перемену крымского настроения. Я помню детскую радость первых минут пробуждения от летаргического сна, какая была сразу после присоединения в 2014-м. И стоический оптимизм времен зимнего блэкаута-2015: лучше при свечах, чем обратно (интересно, что на постыдный украинский период 1991-2014 в Крыму сейчас наложена мощная фигура умолчания, как на застольный конфуз, так что не удивлюсь, если вскоре на вопрос, как вам жилось при Украине, крымчане будут поднимать брови и говорить: не понимаю, о чем вы, мы уже 250 лет в России). Так вот: в июне 2016-го я услышал в Крыму, особенно в Ялте, в расслабленно-уверенном движении людей на набережной, неоне новых вывесок, изменившейся уличной музыке, речи, моде, массе других мельчайших деталей, пульсацию совершенно новую, ясную и сильную. Можно списать это на простой эффект присоединения региона к системе с куда более мощным потенциалом, чем у прежних горе-хозяев. Но мне кажется (хотелось бы, по меньшей мере, так думать), что это пульсирует будущая и неизвестная нам пока Россия – не демократия, а именно империя. Ее еще нет, вернее, она прописана в том самом мифическом "плане Путина" с синих плакатов, но в Крыму-2016 вы уже ощущаете ее эйдос. Такое уж мистическое это место, наш Крым.
!!!!
Днем, в сорокаградусную жару, легче всего спасаться у моря, в Симеизе, под скалой Лебединое крыло.
...или у фонтанов в Никитском ботаническом саду, рядом с цветущими розами и лилейниками.
Вилла "Хайял" ("Мечта") – одна из множества дач, выстроенный на образцовом курорте "Новый Симеиз" в начале XX века, при старой Российской империи.
Музей Никитского ботсада – изящный образец архитектуры советского модернизма семидесятых. На переднем плане – заросли крупнолистной гортензии.
Розы и Крым – тема, на которую написана не одна книга и научная статья. Их селекцией начали увлекаться еще при Воронцове, они стали символом Крыма, когда сюда стала наезжать царская фамилия, не прерывалась традиция и в советское время.
Гранат цветет в самые жаркие дни лета, вопреки всему – поэтому и стал символом верной любви.
Земляничник мелкоплодный сбрасывает старую кору каждый год – в середине лета, поэтому в Крыму его называют еще "курортницей".
Жарко!
Альбиция шелковая, или ленкоранская акация – любимое растение ялтинцев, фланирующих по набережной.
Также как олеандр, густые цветущие заросли которого летом увидишь в любом уголке Южного берега Крыма.
Так цветет фейхоа.
В Азии буддлея Давида цветет медовым ароматом, привлекая бабочек – за это качество ее полюбили англичане, и теперь ее встретишь в любом английском парке.
Коллекция лилейников в Никитском ботсаду насчивает почти сотню сортов.
Как видно в Никитском ботсаду, каллы лучше всего чувствуют себя не на подоконнике, а в воде каскада.
Украшение Лазурного берега – бугенвиллия – в Крыму в открытом грунте не зимует, поэтому в Никитском ботсаду ее используют как подстановочную культуру – выносят на лето в горшках.
Детство в Ботаническом саду – что может быть счастливее?!
Клеродендрум Бунге на ЮБК летом играет ту же роль, что в средней полосе – спиреи: цветет долго и ярко.
Гигантские новые иголки на сосне Монтесумы.
Мушмула уже созрела – наливай да закусывай!
Любимый солнечный Симеиз: слева направо скалы Дива, Лебединое крыло, Кошка.
Сергей Гутцайт – дэнди, бонвиван, друг Путина, любимец дам.
Мой друг Геннадий Мутасов в гостях у Сергея Гутцайта в Ай-Даниле.
Недостроенный санаторий Академии наук СССР в Кацевели местные называют "замком сатаны" – а по мне, это очень красивое сооружение в стиле моего любимого соцмодернизма.
Закатный вид на Понизовку и мыс Форос от Кацивели.
Полнолуние в день летнего солнцестояния: говорят, в следующий раз такое будет в 2062-м!
Лунная дорожка блистает серебром, она идет за мной как след за кораблем. До скорой новой встречи, русский Крым!