Cайт историка и садовода
Андрея Карагодина

Живая старина

Секретный сад ретротюльпанов Hortus Bulborum в голландском Лиммене.
|
28 апреля 2017
Мы попали в Hortus Bulborum в День короля, поэтому повсюду развевались флаги Голландии.
Мы попали в Hortus Bulborum в День короля, поэтому повсюду развевались флаги Голландии.

Голландцы - умные люди. Для туристов у них есть Амстердам и парк тюльпанов Кекенхоф, где миллионы восторженных простаков исправно пополняют королевскую казну. Сейчас, в мае, его ежедневно штурмуют толпы туристов. А вот для гурманов голландцы держат совсем другие, негромкие места. Такие, как сад исторических тюльпанов Hortus Bulborum в крошечной деревеньке Лиммен к северу от Амстердама.

Это скромный (гектар с небольшим) частный сад под сенью местной церкви, который основал в 1924 году учитель местной школы Питер Бошман. Он рассудил так: двадцатый век – столетье скоростей, моды на все, в том числе и на цвета и формы тюльпанов, меняются стремительно, и в этой бессмысленной гонке подчас теряются, якобы устаревая, настоящие сокровища. И стал сохранять вышедшие из моды, редкие, старые, никому не нужные сорта тюльпанов. Так началась коллекция Hortus Bulborum. Сегодня она насчитывает почти четыре тысячи сортов тюльпанов, нарциссов, рябчиков, гиацинтов, а управляют всем этим блистательным хозяйством по-прежнему несколько чудаков – дедов и бабок, влюбленных в природу и понимающих, что к чему в этой жизни. И посетители здесь – такие же: перемигиваются заговорщически, перешагивая с клумбы на клумбу.

В коллекции Hortus Bulborum есть и те самые пестрые тюльпаны, по которым сходил с ума Амстердам в XVII веке, и любимые сорта филистеров belle epoque, и те, что принадлежат к ревущим джазовым тридцатым. Открытием для меня стали тюльпаны Грейга – и то, что они названы в честь русского генерала (кстати, героя осады Севастополя и реакционера-охранителя), и их фантастический вид. С удовольствием нашел я тут и коллекцию своих любимых видовых, "ботанических" тюльпанов, изящных в своей первозданной красоте.

Что тут сказать? Оказывается, и с тюльпанами так, как с музыкой, машинами (я вспоминаю свой первый визит в Англию на ретрогонки Goodwood Revival), кино, искусством, книгами, да и, чего лукавить, людьми: "старое" – значит "лучшее". Сейчас такого уже не делают. Впрочем, кто бы сомневался? Спасибо, Питер Бошман.

И наконец: есть ведь и у нас русские и советские сорта тюльпанов и флоксов, хризантем и сиреней, яблонь и жасминов, забытые и никому не нужные, воспроизводимые и собираемые ныне редкими чудаками-одиночками. Решено: выйду на пенсию – сделаю такой сад: теперь знаю, как.

. !!!!