Cайт историка и садовода
Андрея Карагодина

Натурфилософия

Выставка фотографий Михаила Розанова в московской галерее RuArts.
|
28 января 2024

Вилла императора Адриана под Римом. Сады Боболи во Флоренции. Версаль. Парк дворца Сан-Суси в Потсдаме. Павловск и Царское село. Фотографии, сделанные Михаилом Розановым с моей помощью в шести великих парках России и Европы, впервые экспонировались летом 2019 года в павильоне «Адмиралтейство» Государственного музея-заповедника «Царское село» в Санкт-Петербурге, и вновь увидели свет этой весной в московской галерее RuArts.

Выставка рассказывает о том, как по-разному в разные времена великие люди творили сады и парки. Хотя желали, в сущности, одного и того же – вернуться в утерянный рай. Отсюда название – «Натурфилософия». Именно так с античных времен называлось стремление человека объяснить природу, найти в ней систему и порядок. В оптике Розанова и Карагодина натурфилософия воплощается в садово-парковом творчестве, которое издавна считалось самым сложным из искусств: ведь создавая сады и парки, философствуя природой, подправляя ее – а значит, и свое собственное – несовершенство, человек преодолевал конечность и фатальную предопределенность своей судьбы, начинал жить в гармонии с собой и бытием, возвращался в Эдем.

За Михаилом Розановым не случайно закрепилась слава лучшего архитектурного фотографа России, он автор многочисленных выставок и альбомов, посвященных зодчеству в стиле классицизма и неоклассики, модернизма и брутализма. Стиль Розанова известен и узнаваем: для него характерны геометризм, строгость композиции, доведенный до совершенства контраст света и тени, неизменный выбор черно-белой гаммы. Тем интересней обращение фотохудожника к теме садов и парков.

 

«Мне показалось важным раскрыть сад не как буйство красок, а как сложное многоуровневое произведение искусства, продемонстрировать его архитектурность, структуру, композицию, смену стилей, – говорит Розанов. – Все парки, попавшие в объектив, были спроектированы по заранее определенному плану, в них нет ничего случайного, и я фотографировал их именно как архитектуру. К примеру, Версаль — образец классицизма, где все подчинено линейной перспективе, поэтому мой кадр — чистая геометрия, с единой точкой схода линий. Мы снимали его ранним утром, пустынным, чтобы увидеть уходящие за горизонт лучи славы короля-солнца, воплощенные в аллеях и каналах. А вот английский парк, вроде Павловска – это уже мир, где природа не расчерчена по линейке, как в Версале, а мягко улучшена, где у посетителя должны пробуждаться различные чувства, от радости до меланхолии. Мы работали там осенью, и нам, надеюсь, удалось эти чувства передать. Одним словом, задачей было показать в кадре систему натурфилософии».

В XVII веке философ Фрэнсис Бэкон написал: «Всемогущий бог первым насадил сад. Это – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук». По мысли Бэкона, сад – это книга, по которой можно прочесть мир в его идеальной сущности. Философские сады Греции и Рима, возрождение идеала античной виллы в эпоху Ренессанса, расходящиеся от дворца аллеи Версаля как лучи славы богоподобного Короля-солнце, живописная меланхолия пейзажных парков романтизма: традиция Европы изобилует выдающимися садами, прочтение которых, как визуальное, так и смысловое, требует глубокого погружения в историю и культуру, ее мифы и сюжеты.В русской культуре cады и парки занимают особое место. Сад как пристанище муз, место прогулок, философского уединения и поэтического озарения – идея, заимствованная из европейской традиции просвещенного абсолютизма – скрестилась у нас с мыслью о саде как символе культуры и порядка, противопоставленном неупорядоченному хаосу природы, сурового таежного леса, с самой идеей России как единственной наследницы европейской классики. Парк и сад как рукотворный ландшафт, разбитый по прихоти просвещенного правителя, нуждающийся в постоянной культивации – этой мыслью пронизаны Царское село, Петергоф, Павловск. Каждая из фотографий серии «Натурфилософия« приглашает к такому размышлению.

Мои тексты, написанные к выставке «Натурфилософия», и некоторые из фотографий Михаила Розанова из выставочной серии можно увидеть на сайте naturephilosophy.gardenacademia.com. А всю серию – в галерее  RuArts на Остоженке до 24 марта: ruarts.gallery/gallery/exhibitions/142