Выставка «Сталь. Стекло. Бетон», с огромным успехом прошедшая весной в московском Музее архитектуры, приехала в Санкт-Петербург и стала первой большой экспозицией на вновь распахнувшем двери после реконструкции и превращения в центр креативных индустрий Левашовском хлебозаводе на Петроградской стороне.
Выбор организаторов – фонда RuArts и известного своей просветительской деятельностью центра Masters – не случаен: архитектура модернизма 1950-1980-х годов, долгое время бывшая недооцененной, сегодня привлекает повышенное внимание публики и специалистов. Ее все чаще определяют как последний «большой стиль» Европы, запечатлевший послевоенное ощущение оптимизма, стремление к простоте форм, ясности пропорций, радостности чувств. Это настроение выразилось в главных характеристиках архитектуры модернизма: масштабном остеклении, смелости стальных конструкций, пластике необработанного железобетона, щедром использовании декоративно-прикладного искусства и проработанных взаимосвязях зданий с ландшафтом.
Скажу честно: я всегда любил этот стиль, близкий мне не только философски и эстетически, но и просто потому, что провел счастливое детство в сформированной им среде – спешил мимо небоскребов Калининского проспекта на дневной сеанс в кинотеатр «Октябрь», не пропустил ни одного весеннего праздника книги в Дворце пионеров на Ленинских горах, с удовольствием ел взбитые сливки с шоколадом в буфете на последнем этаже Кремлевского дворца съездов и пил молочный коктейль в антрактах в театре Наталии Сац, а по выходным любовался хрусталем двухсветных люстр в холлах подмосковных санаториев с чеканкой и овальными лестницами.
Поэтому уже потом, в молодости, мне было так приятно вновь встречаться с этими зданиями из бетона и стекла в Берлине, Роттердаме или Лондоне: они мне были как родные.
Разумеется, я просто не мог отказаться, когда Михаил Розанов и фонд RuArts предложили мне стать со-куратором выставки «Сталь. Стекло. Бетон», демонстрирующей взгляд известного московского фотографа (и моего старинного друга!) на архитектуру европейского модернизма 1950-1980-х годов!
Работа над проектом заняла несколько лет. C 2018-го по 2020-й автор изучал и снимал в девяти городах континента – Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве – самые интересные здания, отразившие архитектурную моду послевоенной Европы. Это церкви, библиотеки, музеи, концертные залы и жилые дома, построенные по проектам зодчих-новаторов эпохи: финна Альваро Аалто, голландца Пита Блома, англичанина сэра Дениса Ласдуна, испанца Франсиско Хавьера Саенса де Оиса, итальянца Джо Понти, наших Юрия Платонова и Леонида Павлова и многих других.
Выставка Розанова не стремится к беспристрастности: она отражает именно авторское восприятие московским фотохудожником зданий и сооружений, ровесником которых он является и в окружении которых он вырос и сформировал свой стиль: также нарочито геометричный, брутальный, монохромный, доводящий до совершенства перспективу и композицию, контраст света и тени. Новое видение городского пространства объединяло архитекторов разных стран, и советские зодчие-модернисты шли в ногу со временем и западными коллегами. Модернизм, который еще называют «интернациональным стилем», отражал разрядку международной напряженности и веру лучших умов в то, что «железный занавес» падет. Поэтому в залах Музея архитектуры кадры из разных городов Европы даны вперемешку. «Этим я хотел подчеркнуть, – говорит Михаил Розанов, – что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница - между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным, поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими».
Одним словом, мы с Михаилом вновь приглашаем всех желающих к такому сравнению и размышлению: выставка в Санкт-Петербурге продлится до середины сентября!