Cайт историка и садовода
Андрея Карагодина

В облаке неистового рододендрона

Дендропарк Тромпенбург и сады Пита Удольфа в Роттердаме.
|
23 мая 2017
Оцените высоту цветущих рододендронов!
Оцените высоту цветущих рододендронов!

Полтора года назад я уже писал в этом блоге про дендрарий Тромпенбург в Роттердаме – плод трудолюбия и ума нескольких поколений семьи судостроителей ван хой Смитов, превратившей кусок земли в городе, лежащий на четыре метра ниже уровня моря, в изобильный сад. Туи и прочие хвойники сорта 'Тромпенбург', которые можно встретить в продаже в наших питомниках - родом именно отсюда. Но то был зимний Тромпенбург – и идти сюда надо было, чтобы изучать огромную коллекцию пихт, елей и тсуг, увидеть подснежники и зимоцветы.

Майский Тромпенбург – совсем другая история: это царство цветущих рододендронов. Их тут сотни, если не тысячи: огромные трехметровые деревья всевозможных расцветок и сортов буйствуют напропалую, сводя с ума посетителей: вопреки обыкновенной практике, по саду ходят не только увлеченные садоводством бабки с дедам, но и влюбленная молодежь. Нам в Москве с нашим континентальным климатом и заморозками в мае о таком цветении рододендронов, конечно, остается только мечтать: однако кустов под два метра, как показывают опыты Е.В.Клюйкова в Ботсаду МГУ, добиться вполне по силам. Как видно в Тромпенбурге, под сенью искусственно созданного хвойного леса они чувствуют себя так же отлично, как и в природных еловых и пихтовых чащах Сихотэ-Алиня, Гималаев и Северной Каролины.

Если сделать небольшой крюк и пойти от вокзала к Тромпенбургу не через новый рынок и дома-кубики, а по набережной реки Маас, то можно увидеть и два произведения законодателя нынешних садовых мод Пита Удольфа: маленькие общественные парки Вестеркаде и Левехофд. Пока они еще не вышли на летний пик декоративности, и за разнотравье многолетников отвечают в основном ирисы и луки. Лично я бы предпочел старомодные кусты, но на фоне огромных небоскребов Роттердама этот искусственно созданный хаос – то что надо. Впрочем, и Удольфа, и ван хой Смита объединяет один методический прием: что хвойные, что рододендроны, что банальные спиреи, что многолетники выглядят эффектней всего, когда они посажены однородными по виду, цвету, форме массивами. А не как у нас, когда тыкают все поодиночке, и чтобы было самое разноперое. Понятно, почему: русский человек все время скучает по лету и ему хочется таких растений, чтобы напоминали об отпуске на югах – отсюда безудержная любовь дачников к туям, напоминающим кипарисы, розам, самшитам. Как показывают работы Удольфа и рододендровый рай Тромпербурга, "поярче" тоже можно и нужно делать с умом, без "китайщины", чтобы была музыка, а не сумбур.

. !!!!