Cайт историка и садовода
Андрея Карагодина

Что за богач здесь чудит

Музей и парк Воорлинден, или как я на один день полюбил современное искусство.
|
8 июля 2017
Из числа постоянных экспонатов музея Воорлинден мне больше всего понравился "Бассейн" (2016) аргентинца Леандро Эрлиха.
Из числа постоянных экспонатов музея Воорлинден мне больше всего понравился "Бассейн" (2016) аргентинца Леандро Эрлиха.

Про слове "современное искусство" я, как правило, хватаюсь за пистолет: не люблю, когда меня обманывают. Но есть и приятные исключения – там, где виден талант, труд, интеллект, перфекционизм, воля к преображению хаоса в порядок, пусть и новыми художественными приемами. Недавно я был в Выксе Нижегородской области, где мой друг Миша Мост за месяц разрисовал стену огромного цеха трубопрокатного завода высотой с шестиэтажный дом и длиной в километр своим граффити – самый большим в мире – и, должен сказать, это производит колоссальное впечатление. И вот – новый сюрприз: музей современного искусства Воорлинден в Голландии. Частный, открытый совсем недавно, в сентябре 2016-го, голландским промышленником и коллекционером Йупом ван Кальденборгом на территории его старинного поместья в аристократическом приморском Вассенааре, что между Гаагой и Лейденом.

Честно сказать, я ехал сюда, чтобы посмотреть на новый, только что разбитый при музее сад модного голландского садовника, автора нью-йоркского Хайлайн-парка Пита Удольфа – но был так приятно удивлен четкой и ненавязчивой архитектурой нового музея, что даже (кто знает меня, поймет экстраординарность поступка) заплатил 15 евро за билет и зашел внутрь, чтобы вновь подивиться тому, как грамотно там все устроено, как незаметны и вежливы смотрители, умно сделана экспозиция. Не я один – многие эксперты говорят, что 75-летний Йуп, скромный и работящий, как все голландцы, без лишней помпы и громких слов сначала собрал за много десятилетий (он начал в 1960-х) выдающуюся коллекцию искусства, а потом взял и построил в своем имении один из лучших музеев мира, чтобы показывать ее публике. Вы не увидите здесь ламп, вентиляционных решеток, проекторов, знаков "выход" - ничего, что отвлекало бы взгляд. Только белые стены, стеклянный потолок, огромные окна – и сад Пита Удольфа за ними, который Йуп призывает считать частью эстетического впечатления, нарочито объединив в названии "музей" и "сад".

Самый знаменитый садовник нашего времени высадил его только прошлой осенью, поэтому его фирменное разнотравье еще не вышло на пик декоративности. Любопытно, что в тот же день, что и мы, здесь были и Удольф, и Йуп. Первого, к сожалению, мы не видели – лишь вечером прочитали, как он сетует в своем инстаграме на недостаточность ухода и полива в Воорлиндене, и поняли, отчего садовники так суетились целый день со шлангами – ясно, что с утра получили нагоняй. А второй спокойно прошел мимо нас в зеленых брюках и блейзере по траве, направляясь к часу закрытия в музей: походить в тишине, подумать, что еще можно довести до совершенства. Скромный и выдающийся человек, достойный подражания, примиривший меня на день с современным искусством.

. !!!!