Ландшафтный дизайн
и садово-парковое искусство

По направлению к Людвигу

Осень в дворцах великого безумца.
|
15 октября 2015
"Я двинулся совсем немного, а оказался так далеко," – сказал Парсифаль.
"Я двинулся совсем немного, а оказался так далеко," – сказал Парсифаль.

История любит шутить: сто с лишним лет назад баварского короля Людвига II отстранили от трона и объявили сумасшедшим за то, что начатые им в разных уголках своей земли стройки замков в стиле любимых исторических эпох разорили казну. А сегодня, чтобы попасть в самых известный из них, Нойшванштайн в Швангау, вам придется выстоять часовую очередь: то, что казалось современникам безумством чистой воды, теперь составляет главную гордость Баварии и исправно пополняет ее казну. У меня к Нойшванштайну – свое отношение: из всех построек сумасброда Людвига я считаю эту наименее убедительной. Задуманный как огромная театральная декорация к вагнеровскому "Парсифалю", спроектированный не профессиональным архитектором, а художником-сценографом Кристианом Янком, замок Нойшванштайн гораздо лучше, чем вблизи, выглядит на заднем плане, издалека, особенно осенью, в облаках и среди рыжих буковых лесов (собственно, именно в таком качестве его и процитировал в заставке своих мультиков видный масон Уолт Дисней). То ли дело – озерный Херренкимзее, полнокровный садово-парковый ансамбль, задуманный как парафраз Версаля, с его боскетами, каналами, фонтанами и большой зеркальной галереей: здесь есть чему поучиться любому практикующему садовнику, ландшафтному архитектору и просто пытливому уму, тут-то дьявол кроется как раз в деталях. В Нойшванштайн я попал второй раз и думаю, что на этом достаточно; на Херренхимзее был уже раз десятый и обязательно вернусь.